Есть ориентир, что и когда ребенок должен делать сам?
Есть, конечно. В соответствии с развитием лобных долей мозга.
Мозг ребенка формируется во время беременности, и если в период внутриутробного развития случилось поражение, то нужно долго поддерживать ребенка, чтобы эту истощаемость скорректировать. А вот лобные доли больше зависят не от природы, а от воспитания.
Передача ответственности связана с созреванием этих долей, которые способны на себя эту ответственность взять. Потому что если родитель передал, а у ребенка взять нечем, у него мозг не созревший, то это будет бесполезная история, и даже вредная. Родитель уверен, что он плохо воспитывает, бьется с ребенком, а толку ноль. А ребенок никак не сможет стать хорошим, пока мозг не дозреет. Как с почерком: дозревает определенный сегмент - выравнивается координация мозга и пальцев, почерк становится читаемым.
Лобные доли начинают запускаться в два года. Это первые детские "нет", "не хочу", начало формирования воли. Потом вы ярко увидите следующий скачок развития в кризис трех лет, когда лобные вырываются в жизнь и он начинает настаивать на своём, во всем надо поступить по-своему. И там, конечно, родителям приходится перестраиваться, и делать это быстро, потому что первое желание - сделать ребенка обратно милым и удобным, что это с ним вдруг случилось?! Где я что упустил(а) в воспитании?!!
Нельзя подавлять ростки самостоятельности, нужно давать рамки того, где ребенок может безопасно для своей жизни и здоровья сделать выбор. Ты будешь йогурт или кефир? Ты пойдешь в красной куртке или в синей?
К 7 годам лобные доли созревают настолько, чтобы начинать усваивать школьные правила. Самоконтроля хватает на то, чтобы отслеживать свое поведение и следовать правилам. И тут уже можно начинать потихоньку передавать ответственность за распорядок дня, за сбор портфеля, за подготовку одежды. Точно передается ответственность за гигиену: помыть руки перед едой, после туалета. Вытереть попу. Снять грязную одежду и надеть чистую.
Многие первоклассники уже и в школу сами ходят, если она недалеко от дома, где-нибудь во дворе.
Вспоминаем наше детство с ключом на шее: 7 лет, мама с папой на работе, пару раз отвели, дорогу усвоил - всё, вперед, ходи сам.
Еду себе подогреть: достал от холодильника, положил в тарелку, засунул в микроволновку. Это ребенок 7 лет уже точно может сделать.
Потом начинается подростковый возраст. Подросток, конечно, ужасно протестует, чтобы что-то систематически выполнять, но у него уже лобные доли созревают для того, чтобы много ответственности нести за разные действия. Если помните, уголовная ответственность с 14 лет начинается по законодательству. Так что здесь метод естественных последствий используйте на всю катушку, с оглядкой на безопасность и УК, конечно же.
Кстати, сейчас подростковый возраст продлили до 25 лет, и неспроста: лобные доли созревают примерно к 21-22 годам, и считается, что только с этого момента человек готов полностью нести за себя ответственность во всем. То есть возраст "вылета из гнезда" наступает где-то между 18 и 25. Но при условии, если ребенку позволяли брать на себя ответственность за свои действия ещё в детстве и постепенно передавали.